Воспитательная работа в ДОО
Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сферами жизни. Накопление ребёнком под руководством умного взрослого ценного опыта познания, деятельности, творчества, постижение им своих возможностей, самопознание – вот путь, который способствует раскрытию возрастного потенциала дошкольника.
Концептуальные подходы воспитательной системы:
1. Комплексный подход.
Приобщение детей к добру, красоте, толерантности через основные направления развития детей дошкольного возраста: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое.
2. Деятельностный подход.
Целостное развитие ребёнка в период до школы, как субъекта в посильных дошкольнику видах деятельности: игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная деятельность, художественно-театральная деятельность, ознакомление с художественной литературой и предметами искусства, музыкальная деятельность, формирование привычки к здоровому образу жизни и элементарных гигиенических навыков, трудовая деятельность.
3. Средовой подход.
Реализация воспитательной системы требует организации в детском саду воспитательного пространства. Оно создаётся с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся склонностей и интересов, и конструируется таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие. Подбор дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности разноуровневого развития детей, что помогает осуществлять необходимую коррекцию для позитивного продвижения в развитии каждого ребёнка.
Вся воспитательная система строится на трёх основных компонентах образовательного процесса:
- Самостоятельная (экспериментальная) деятельность детей в условиях созданной взрослым развивающей среды.
- Совместная (поисковая) с детьми деятельность взрослого (педагог, родители).
- Обобщающая непосредственно-образовательная деятельность, общение со сверстниками, «дети – информаторы», «взрослый – слушатель».
Самостоятельная деятельность детей направлена на то, чтобы ребёнок приобрёл свой личный опыт, в совместной деятельности развил его, а в непосредственно-образовательной деятельности – обобщил.
Таким образом, воспитание в нашем детском саду осуществляется на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, взаимопроникновения государственного, общественного и семейного воспитания во благо ребенка.
Воспитательная система не статична, она постоянно развивается и совершенствуется. Выбирая систему методов воспитания, мы учитываем, то что воспитательный процесс должен быть выстроен как взаимодействие между воспитателем, воспитанником и родителями, которое осуществляется с целью развития личности ребёнка.